Военная безопасность и религия
Военная безопасность и религия
Религия и Социум
Религия с древнейших времен и до наших дней являлась одним из мощнейших средств воздействия на социум в общем и индивидуума в частности. История человечества не знает ни одного примера государства, в котором не было бы религии. Она играет важнейшую роль в мировоззрении, мировосприятии и этике людей и общества.
Религиозный институт продолжает оставаться одним из определяющих звеньев социальной структуры, оказывает ощутимое воздействие на социальные процессы и поведение отдельных людей.
Взаимодействие военной сферы человеческого общества с религиозной уходит свои корнями в глубь истории и культуры. В казахстанских Вооруженных силах в последние годы начинают зарождаться, или возрождаться духовно-религиозные традиции. Религия начинает приобретать все большее и большее значение как один из институтов формирования личности военнослужащего, налаживается взаимодействие военной организации государства с религиозными объединениями. Религиозный фактор приобретает все большее значение в военной службе.
Вместе с тем религия активно используется экстремистскими, националистическими силами, выступает идеологическим обоснованием терроризма, вооруженных конфликтов. Религиозная составляющая в той или иной мере присутствовала в половине крупных вооруженных конфликтов, произошедших во второй половине XX века. В начале XXI века религиозная идеология активно используется вооруженными террористами по всему миру (Афганистан, Сирия, Франция, Великобритания, Египет, Ирак, Испания, Кавказ, США и др.).
Религия в Вооруженных силах РК
В начале 90-х годов, с развалом СССР и обретением Казахстаном независимости, служба в армии считалась очень не престижной, и откровенно говоря — опасной. В армии процветала дедовщина и самоуправство. Все изменилось буквально в последние несколько лет. Теперь наоборот, служба в армии считается очень престижной, и откровенно говоря, если раньше давали взятки, чтобы не служить, то сейчас наоборот готовы дать взятку, чтобы отслужить.
Раньше те, у кого было хорошее здоровье, но не было денег откупиться от армии, и не было желания служить, уходили в религию. Согласно ранее действовавшего Закона Республики Казахстан «О воинской обязанности и воинской службе» (утратил силу 25.02.2012 года), призывник, имеющий духовный сан мог получить отсрочку от службы. Отсрочка предоставлялась на весь период религиозной деятельности. В новом законе эту лазейку убрали. Так, согласно статье 35 Закона Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих», принадлежность призывника к определенному вероисповеданию или наличие духовного сана не являются основанием для предоставления отсрочки от призыва в армию.
Перечень оснований освобождения от призыва в армию содержится в статье 36 Закона «О воинской службе и статусе военнослужащих». Так подпункт 6) пункта 1 указанной статьи предусматривает освобождение от призыва в армию, в мирное время, священнослужителей зарегистрированных религиозных объединений.
При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 6 Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан.
В соответствии со статьей 36 Конституции Республики Казахстан, защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина. Граждане Республики несут воинскую службу в порядке и видах, установленных законом.
Таким образом, сама по себе принадлежность к определенному вероисповеданию не является основанием для предоставления призывнику отсрочки от призыва в армию и более того, не является основанием для освобождения его от призыва в армию, за исключением священнослужителей зарегистрированных религиозных объединений.
Но, так ли необходима государству прохождение военной службы людей, которые не хотят служить по религиозным причинам, или все таки было бы лучше освободить их от этой обязанности?
Основной причиной нежелания служить верующих людей является страх убить. Убийство – большой грех во всех религиях. Но, служба в мирное время абсолютно исключает убийство. И даже в случае вооруженного конфликта всегда найдутся множество военных профессий не связанных не то что с необходимостью убивать, но и даже иметь оружие. Более того, некоторые профессии подразумевают под собой помощь ближнему. Например военный врач, фельдшер, мед. брат, водитель или повар. Именно данные профессии не вступают в противоречие с религиозными правилами и канонами, и помогают избежать морально-этических противоречий в человеке. Более того, сейчас становиться довольно популярным, иметь в каждом отряде или военной части своих священнослужителей от трех основных религий.
Религия как инструмент экстремизма и её влияние на национальную безопасность РК
С древнейших времен религия использовалась лидерами общин и государств как инструмент для расширения своих территорий и подавления инакомыслия. Борьба за чистоту веры на поверку оказывалась не борьбой, а террором. Для этого достаточно вспомнить пресловутую «охоту на ведьм», или средневековые религиозные войны. К сожалению, даже в современном мире происходит то же самое, что происходило сотни и тысячи лет назад.
В Казахстане после развала СССР образовался идеологический вакуум, и на просторы нашей страны хлынули всякие мошенники от религии. Образовалось большое количество сект и сомнительных церквей. Но, в последние несколько лет, произошел перелом. Количество сект значительно уменьшилось. Причиной этому послужила как работа государства (внесение сект в список запрещенных организаций, суды над религиозными проповедниками), так и работа представителей традиционных религий. Многие неоднозначные церкви и молельные дома закрылись как из-за отсутствия прихожан, так и из-за заведенных на лидеров данных сект уголовных дел.
Но, с уходом этой «пены» от религии, в Казахстане появилась новая проблема. Если закрывшиеся церкви и секты работали со старшим поколением, то появившиеся сейчас участники сект воздействуют на умы подрастающего поколения. Уже сейчас на юге и Западе Казахстана можно встретить достаточно большое количество школьниц в хиджабах и студентов отращивающих бородки. В основном это представители нетрадиционного ислама, или как сейчас принято говорить «ваххабиты». Все они пошли на это, поверив своим лидерам и наставникам. Проблема в том, что выявить таких «лидеров» и «последователей» практически невозможно. Да и предъявить им нечего. Они ходят в те же мечети, что и представители традиционного ислама. Так же читают намаз. Придерживаются тех же правил. Но, Коран они трактую совсем по-другому. Яркий пример такой секты – это террористическая группировка «ИГИЛ». К сожалению, в Казахстане постоянно растет количество, как пассивных последователей (те, кто оправдывает и покрывает действия членов ИГИЛ) данной группировки, так и активных членов (те, кто занимается вербовкой новых последователей и подготовкой терактов).
Согласно Закона о национальной безопасности Республики Казахстан, принятого 30 июня 1998 г., национальная безопасность определена как «состояние защищенности от реальных и потенциальных угроз и посягательства военного характера на независимость и территориальную целостность страны». В нашем случае, военная безопасность является частью национальной безопасности Республики.
Действия последователей указанной ранее группировки довольно сильно влияют на национальную безопасность Республики, и влияют не в лучшую сторону.
При этом, можно сказать, что механизм борьбы с таким видом сект не отработан. Зачастую члены данной группировки осуждаются и направляются на отбывание наказания в тюрьмы общего режима. Но именно там они и находят наибольшее количество последователей. Тюрьма – это закрытый социум, и влияние сильной и харизматичной личности способно привести в лоно секты не один десяток последователей. При этом, адепты таких сект не боятся смерти, и могут с легкостью быть смертниками-добровольцами. Но и помимо шахидов, бывшие заключенные могут принести очень много проблем. Ни для кого не секрет, что в тюрьме заключенные могут получить и получают большое количество специфических знаний, и связей, которые могут помочь им в дальнейшей противоправной деятельности по подрыву государственных устоев и целостности государства. И такие попытки уже предпринимались.
Сейчас ни для кого не секрет, что, некоторые граждане Казахстана проходили, и возможно сейчас проходят тренировки на террористических базах по подготовке боевиков. Большое количество таких баз находиться в Сирии, Ираке и Турции. По окончании подготовки, эти люди возвращаются обратно в Казахстан и создают боевые ячейки. Точное количество таких групп не знает никто. Дислоцируются они в основном на западе Казахстана, т.е в нефтеносных районах Республики. Если учесть, что в западных регионах страны жители и так не довольны центральной властью, то даже малейшая искра способна поднять народ. Именно так и начиналась война в Ливии.
В Казахстане данные протесты могут повлечь за собой не менее кровопролитные бои и требования об отделении западных регионов Казахстана в отдельное государство, что повлечет за собой «эффект домино». Поэтому борьба с данными сектами и группировками жизненно важна для сохранения целостности Казахстана и отвечает принципам национальной безопасности Республики.