Илон Маск открыл школу будущего
Вы знали, что, Илон Маск открыл школу, в которую может поступить любой ребенок, в возрасте от 6 до 15 лет (если он, конечно, знает английский язык).
Школа открылась в 2014 году в кампусе SpaceX в Хоторне, Калифорния. На момент открытия, школа называлась «Ad Astra«, но в 2021 году она была переименована в «Astra Nova«.
По словам Маска, обучение в его школе, базируется на нескольких принципах.
СЕМЬ принципов его образования:
1. Система оценок неэффективна
«В моей школе нет оценок. Они формируют у детей искаженную систему ценностей», — утверждает Маск. Зато в школе Ad Astra есть своя валюта — «астры». Их получают не за правильное решение задачи, а за реализацию своих идей. Кто-то делает сайты, кто-то печет пирожки. Каждый имеет возможность сделать что-то и узнать, насколько это ценно. Так дети заранее учатся рыночным отношениям на практике.
2. Высшее образование не должно быть целью школьника
Высшее образование и углубленное изучение всех предметов скорее минус, чем плюс, по мнению Илона. «Все это заставляет людей считать себя особенными, после чего те перестают кого-либо слушать и анализировать свои ошибки», — уверен он. В качестве примера гениальных людей без престижных дипломов он называет Стива Джобса и Билла Гейтса.
Ученики Маска сосредоточены на фундаментальном знании. Они постигают основы дисциплин, их спорные вопросы и применимость на практике, а не забивают голову тем, что им вряд ли понадобится в дальнейшем. Таким образом у них формируется крепкая база знаний во всех сферах науки, а углубленное понимание приходит по мере освоения выбранной профессии.
3. Тесты, абстрактные задачи и уравнения бесполезны без практики
«Тесты погубили американское образование. Выпускники не умеют думать, они могут только подчеркнуть правильный ответ», — утверждает предприниматель. Самый эффективный способ закрепить изученное — практика. Вместо того чтобы рассказывать ребенку о том, какие бывают инструменты и для чего они нужны, в школе Маска им дают двигатель и просят его разобрать.
«Решение абстрактных задач не приносит пользы, дети не понимают, зачем им это нужно, и не запоминают. Их мозг просто отсеивает лишнюю информацию», — говорит Илон Маск. Школьники просто не видят смысла в этих сложных уравнениях, где, помимо цифр и переменных, ничего нет. В качестве альтернативы детям дают реальные задачи: создать что-то, починить, выяснить эффективные способы решения жизненной ситуации.
4. Детям необходимо углубленное изучение этики и морали
«Представьте себе небольшой городок на озере. Основная часть его населения трудится на огромном заводе. Этот завод загрязняет озеро и убивает животных в нем. Что вы предпримете? Закрытие фабрик означает потерю работы для всех, а если их оставить, город рискует лишиться озера», — описывает увиденную в Ad Astra ситуацию американский инженер и предприниматель Питер Диамандис, который лично посетил школу.
Такие задачи — регулярная практика для воспитанников школы Илона Маска. Это помогает взглянуть на мир критически, проверить на прочность свою систему ценностей. Наделить детей моральным компасом и эмпатией важнее, чем научить их решать математические уравнения.
5. Строгое деление на классы неэффективно
«В моей школе нет никаких классов, ученики проходят обучение все вместе», — говорит Илон. Независимо от возраста, они вместе решают поставленные задачи, делятся мнениями. Каждому интересно найти истину: даже приходя домой, они обсуждают пройденное с родителями, а потом несут их мнение в коллектив.
6. Физику нужно изучать на практике, а не на сухой теории
«Даже если вы не хотите связывать свою профессию с физикой, вам будет очень полезно знать ее», — уверен предприниматель. Маск рекомендует изучать ее как фундамент, а затем пройти несколько курсов, чтобы определиться с самым интересным для вас направлением. Важно также, чтобы дети наглядно видели все ее законы и применяли их, а не зубрили сухую теорию. Другие предметы при этом не теряют важности. По словам Илона, необходимой для всех является даже экономика, чтобы не возникало путаницы в ее терминологии.
7. Обязательная программа заставляет детей ненавидеть школу
«Кто-то любит математику, кто-то — языки или музыку. Правильнее будет основывать программу, опираясь на интересы ребенка, а не заставлять его проходить заранее написанную», — уверен Илон. Ученики Ad Astra с нетерпением ждут окончания каникул, школьные уроки для них не мучение, а способ получше узнать то, что им интересно.
Цель проекта Маска — развить уникальные характеристики каждого ребенка, а не насильно принуждать их адаптироваться к заранее установленной системе. Многие дети ненавидят традиционные школы, прогуливают уроки, получают плохие оценки. Иногда и вовсе бросают учебу. Подход Илона помогает избежать этого.
UPD. Нашел отзыв об этой школе, от девушки, которая её закончила (переводил сам, поэтому не ругайтесь):
Привет! Меня зовут Кирра Ванг, и я, закончила школу Ad Astra. Насколько я знаю, Ad Astra не похожа ни на одну другую школу. Здесь, всего около 50 учеников. Их возрастной диапазон от 8 до 15 лет.
Во-первых, идея оценок отменена. Учащиеся распределяются по группам в основном на основе навыков по математике и английскому языку. Каждый уровень математики (предварительная алгебра, алгебра, геометрия/тригонометрия, алгебра II, предварительное исчисление и исчисление) занимает всего год для большинства учащихся, что позволяет им намного опережать своих сверстников. Точно так же английский язык группирует студентов на основе их понимания литературы. Учащиеся очень рано читают и понимают сложные книги, включая, помимо прочего: «Гордость и предубеждение», «Гамлет», «Зимняя сказка», «Девушка, которая улыбалась бусами», «Отелло» и «Вакханки».
Во-вторых, есть революционные классы. Существует класс под названием «Синтез», где учащихся объединяют в группы по 3–5 человек, чтобы они играли в игру, имитирующую события из реальной жизни. Они должны учитывать этику, стратегию и навыки презентации, чтобы получить в самые высокие баллы. Другим примером этого является GPS, где студенты учатся использовать инструменты для управления данными. Это оба обязательных класса.
В-третьих, есть реальные возможности, которые предоставляет школа. Некоторые примеры: Class Dojo, Proctor & Gamble и OROS Apparel. Студенты также получают поддержку, если они хотят расширяться и работать с еще более устоявшимися предприятиями.
И, наконец, самое главное, студенты имеют много свободы. Они могут участвовать в студенческих клубах и различных мероприятиях, основанных на их конкретных интересах. Правительство позволяет учащимся легко проводить общешкольные мероприятия.
В целом опыт Ad Astra нелегко воспроизвести, и он был основан на творчестве, инновациях и доверии.