Глобальный экономический кризис и политика занятости в РК
Современный мир является достаточно взаимосвязанным и взаимозависимым, и изменения, происходящие в одной стране, обязательно отразятся на другой. Экономика в этом случае не исключение. Более того, можно сказать, что экономика и является глобальным связующим звеном между странами. И чем больше та или иная страна интегрирована в мировую экономическую систему, тем сильнее она на неё влияет.
Поэтому, спад экономического роста, рецессия и замедление темпов производства, происходящие в развитых странах, очень сильно повлияли на экономики практически всех стран мира. И Казахстан в этом случае не стал исключением.
Как известно, Казахстан относится к странам экспортерам нефти. Доля доходов от нефтяной отрасли в бюджете страны составляет около 40 процентов. Соответственно, что снижение мировой цены на нефть очень сильно повлияло как на структуру доходов республики, так и на экономику страны в целом. Начали останавливаться производства, стали закрываться предприятия. Естественно, это повлекло за собой рост безработицы. А ведь именно занятость населения является одной из существенных характеристик экономики и благосостояния народа, составной частью социально-экономической политики государства. Более того, рост безработицы влечет за собой усиление протестных настроений в народе и может привести к катастрофическим последствиям. Поэтому борьба с безработицей должна быть одной из приоритетных государственных задач. Причем, не только в период кризиса. И для этого разрабатываются государственные политики занятости населения.
В общепринятом смысле — государственная политика занятости представляет собой часть общегосударственной социально-экономической политики, направленной на наиболее полное использование национального человеческого потенциала и его развитие. Обязанностью государства является создание условий, способствующих реализации гражданами их права на труд.
Государственная политика занятости населения должна включать в себя различные профилактические и профориентационные мероприятия. Также сюда должны включаться различные программы по созданию новых рабочих мест.
Казахстан очень сильно взялся за борьбу с безработицей в 2008-2009 годах. Толчком к этому послужил глобальный экономический кризис 2008 года. В стране была разработана специальная антикризисная программа, сердцевиной которой стал комплекс мер, направленных на недопущение массовой безработицы.
Так, в этот период были внедрены такие меры как:
— программы по переподготовке и повышению квалификации лиц, ищущих работу с целью повышения их конкурентоспособности;
— программа поддержки предприятиям и организациям, изъявившим готовность обучать и трудоустроить участников Программы, путем компенсации работодателям до 70 процентов затрат на подготовку кадров.
— программы по поддержке предпринимательской инициативы и развитию самозанятости безработных;
— строительство новых объектов.
Вполне вероятно, что в некоторой степени данные программы внесли свою лепту в то, что Казахстан первую волну кризиса прошел достаточно мягко и безболезненно.
Однако, в отличие от многих стран, где политика занятости населения прочно вошла в число приоритетных направлений деятельности государства, в Казахстане, с преодолением непосредственных последствий кризиса, проблемы сферы труда снова ушли на второй план. А между тем, структурные диспропорции в этой сфере как были, так и остались.
Поэтому, как только приходит новая волна кризиса, ситуация на рынке труда резко ухудшается. И все вышеперечисленные программы не могут ничего изменить, т.к. все означенные программы, как правило, являлись и являются больше декларативными и показательными программами, чем реальной помощью населению.
Ни программа по переподготовке и повышению квалификации, ни программа по компенсации работодателям затрат на подготовку кадров, ни программа по поддержке предпринимательской инициативы и развитию самозанятости безработных, не были в достаточной мере освящены ни в СМИ, ни в целевых группах.
При этом, ни одна программа не была направлена на борьбу с «беловоротничковой» безработицей. А ведь именно «белые воротнички» на нынешнем этапе развития страны, являются основными «двигателями» казахстанской экономики.
Кроме того, наша государственная политика занятости населения вообще ориентирована лишь на официальных безработных. Но, уже давно известно, что официальные данные, и фактические данные очень сильно отличаются. Так, по разным источникам, фактический уровень безработицы в Казахстане составляет от 20 до 30%, в отличие от официальных 5-7%.
И вполне естественно, что в данных условиях сама задача реструктуризации экономики и модернизации социально-экономической сферы, декларируемая сегодня в правительственных документах, ставиться под угрозу.
Поэтому, во избежание негативных последствий, полагаю, необходимо более структурно подходить к вопросам занятости населения. Необходимо принимать не декларативные, а реальные меры по обеспечению повышения эффективности занятости населения, снижению безработицы, и повышению качества и конкурентоспособности рабочей силы. Также государству необходимо наладить механизм предоставления социальных гарантий, получения бесплатного профессионального образования, а также соблюдать ряд других социальных стандартов и нормативов.