Водная безопасность Казахстана

Водная безопасность Казахстана

Часть 1.

всплеск воды

Глобальная проблема водной безопасности

В настоящее время более 2 миллиардов человек в мире не имеют доступа к достаточному количеству чистой воды. Прогнозируется, что в ближайшие несколько лет, эта цифра вырастет примерно в два раза, и достигнет 4-4,5 миллиардов человек. А до 2025 года эта цифра достигнет планки в 5,5 миллиардов человек. По сути, менее чем через десять лет, две трети населения земли будут испытывать нехватку воды.

За последние 60 лет потребление питьевой воды в мире увеличилось в восемь раз и в ближайшие десятилетия будет расти в геометрической прогрессии. Чистая вода сама по себе является одним из самых дефицитных и наиболее ценных ресурсов, и, как и любой основной ресурс, будет влиять на перспективы экономического роста, становясь либо катализатором конфликтов, либо основанием для сотрудничества.

Что наиболее важно, доступ к воде признан фундаментальным правом человека, и это было зафиксировано в принятой в июле 2010 г. резолюции Генеральной ассамблеи ООН №64/292 о праве человека на воду и санитарию.

Таким образом, водную безопасность можно определить как право каждого на надежный доступ к безопасной питьевой воде по разумной цене, и способность населения сохранять экосистемы и сберегать достаточное количество воды приемлемого качества.

Конференция ООН по устойчивому развитию, прошедшая в Рио-де-Жанейро в 2012 году, заключила, что водная безопасность является основой устойчивого развития, поскольку в отсутствие здоровых систем обеспечения пресной водой невозможно победить бедность и неравенство.

Водная безопасность также является неотъемлемой частью Целей развития тысячелетия (MDG).

Для Казахстана, водная безопасность представляет собой особую проблему ввиду ряда факторов: географического положения Казахстана, его зависимости от трансграничных рек, ухудшения состояния окружающей среды, местного изменения климата. Поэтому казахское правительство удвоило усилия по обеспечению водной безопасности, приняв к реализации Концепцию зеленой экономики и Государственную программу управления водными ресурсами на 2014–2020 г.г., а также ряд других инициатив. В этой статье кратко описаны основные угрозы водной безопасности Казахстана, а также его решения в области национальной и международной политики.

Водная безопасность в Казахстане

Казахстан никогда не рассматривал водную безопасность как дарованную, чему был ряд причин.

Во-первых, Казахстан — это самая крупная страна в мире, не имеющая выхода к Мировому океану. Ближайшая точка доступа к Мировому океану — иранский порт Бандар Аббас, удаленный от центрального Казахстана на 2500 км. Дополнительно усугубляет проблему то, что большая часть территории Казахстана представляет собой полупустыни.

Во-вторых, распад Советского Союза разрушил систему обмена водой и энергией между советскими республиками Центральной Азии. В постсоветский период для обеспечения водной безопасности всех участников потребовалось региональное сотрудничество.

В-третьих, почти 50 % водных ресурсов Казахстана являются нерегулируемым стоком трансграничных рек. Другими словами, почти половина воды поступает из соседних стран, что делает независимость в обеспечении водой крайне затруднительной или вообще невозможной.

Так, например, чрезмерный забор воды для полива из рек Амударья и Сырдарья превратил Аральское море, прежде богатое жизнью, в бесплодную пустыню. Что уже привело к экологической катастрофе. И она грозит усугубиться, если не решить вопрос с забором воды из этих рек. Единственным возможным средством могло бы стать сокращение орошения полей, на что уходит 92 процента забора воды. Однако четыре из пяти прежних советских республик в бассейне Аральского моря (за исключением Казахстана) намерены увеличить объемы полива сельхозугодий — в основном, чтобы прокормить растущее население.

Мало того, строительство Рогунской ГЭС по факту вообще обмелит Амударью до такой степени, что её воды просто не будут доходить до Казахстана. Аналогично ситуация состоит и с Сырдарьей. При строительстве дополнительных плотин (которые уже запланированы к строительству), Сырдарья просто не будет доходить до Казахстана, что приведет к еще усугублению экологической ситуации.

В-четвертых, имеющиеся на территории Казахстана водные ресурсы, крайне уязвимы с климатической точки зрения. По имеющимся прогнозам, значительная часть существующих на текущий момент пахотных земель и пастбищ, в ближайшие 15 лет превратятся в пустыни, или в лучшем случае – полупустыни. Данный вариант развития событий грозит тем, что практически на треть снизит обеспеченность Казахстана водой. Я уже не говорю про падеж скота, и неурожай.

В-пятых, водные ресурсы по территории Казахстана распреде­лены крайне неравномерно. На восточный регион приходится 34,5% ресурсов, юго-восточный — 24,1%, южный — 21,2%, западный -13,4%, северный — 4,2%, центральный — 2,6%. Наиболее обеспечена водой Восточно-Казахстанская область — 290 тыс. м3 на км2. В то же время испытывают острый дефицит в Атырауской, Кызылординской и особенно в Мангыстауской области, где практически нет источников пресной воды.

Предпринятые шаги

Все эти проблемы ставят Казахстан на последнее место среди всех стран СНГ с точки зрения обеспеченности водой. В сценарии инерционного развития национальная нехватка воды может достигнуть 14 млрд. кубометров к 2030 году, а за следующие два десятилетия — 20 млрд., что составляет до 70 % общей потребности в воде.

Издержки от бездействия крайне высоки, поскольку, согласно казахстанской Концепции зеленой энергии, итоговые экономические потери к 2030 году от нехватки воды достигнут уровня 6-7 млрд. долл. в год. Другими словами, водная безопасность — это не только обеспечение человеческих потребностей, но и необходимая основа экономического развития Казахстана. Две эти цели неразрывно связаны.

Для исправления ситуации был намечен и принят ряд мер. Правительством Казахстана до 2030 года, было заложено в бюджет 10 млрд. долл. ассигнований на улучшение эффективности водопользования, а также 1-2 млрд. долл. на строительство и модернизацию водоочистных сооружений. Ожидаемая стоимость перехода от экономики с нехваткой воды к экономике с более рациональным использованием водных ресурсов составляет от 500 млн. до 1 млрд. долл. в год.

В этой сфере проводится активная работа: реализуются программы повышения эффективности водопользования среди сельскохозяйственных, промышленных и муниципальных потребителей; приняты стандарты повышения качества и безопасности воды, такие же, как в развитых странах; Водные комитеты, действующие на уровне бассейна, получили исполнительные полномочия по поддержанию равновесия между поступлением и потреблением воды. В 2005 году принята Концепция перехода Казахстана к устойчивому развитию, в 2007 году — Экологический кодекс, в 2013 году — Концепция зеленой экономики.

В целом, принятая правительством Казахстана Государственная программа управления водными ресурсами на период 2014-2020 гг. содержит ассигнования на сумму свыше 8 млрд. долл. Указом Президента Назарбаева в этой программе поставлены три задачи: гарантировать обеспечение потребности в воде со стороны населения и экономики путем водосбережения и повышения объемов, улучшить управление водными ресурсами и сохранить водные экосистемы.

Чтобы добиться всеобщей доступности питьевой воды в Казахстане,  начиная с середины 2000-х гг., производилось строительство и реконструкция магистральных водопроводов, модернизация систем водоснабжения, бурение артезианских скважин, дезинфекция трубопроводов и многие другие меры, предусмотренные Государственной программой «Здоровье нации» и Отраслевой программой «Питьевая вода» на 2006-2010 гг. В результате этого к настоящему времени почти 70% населения обеспечены безопасной питьевой водой.

Также, для решения вопроса с питьевой водой в 2011 году была запущена программа «Ақ Бұлақ», рассчитанная до 2020 года. Планировалось, что в результате реализации данной программы, 80% сел и 100% городов будут иметь централизованное водоснабжение 24 часа в сутки.

Однако, несмотря на выделение огромных средств из бюджета, программа уже грозит невыполнением. Например, чтобы идти по плановым показателям, ежегодно в республике должны строиться 329 проектов по водоснабжению и 137 проектов по водоотведению. Однако по данным 2014 года, региональные акиматы предоставили лишь 89 проектов, из которых на 68 – предусмотрены средства из бюджета. Более того, уже возникали скандалы связанные не только с халатностью при выполнении работ, но и с банальным воровством денег. Так, в СМИ озвучивались случаи, когда в поселках и аулах открывались водонапорные станции и водокачки, которые по факту не были подключены ни к одному источнику водоснабжения.

Все это грозит не только недостижением целевых индикаторов программы, но и вообще её срывом.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
Будем рады вашим мыслям и комментариямx